суббота, 24 мая 2014 г.

8 Н.Д.Кондратьев Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции

пустим ост и перехода дела продовольствия в руки Министерства внутренних дел, а также, что «установленные твердые цены на продукты должны быть проводимы со всей необходимой твердостью и какие бы то ни было колебания в этой области недопустимы и государственно опасны»102.
Однако колебания эти продолжались. Мы уже знаем, что в ноябре, желая создать импульсы к подвозу хлебов, министр Риттих установил целый ряд льгот для продавцов хлеба, и в том числе особую оплату провоза. Таким образом, цены, выработанные франко-станция — пристань, были перевернуты и установлены франко-амбар ,93. Для всякого, кто сколько-нибудь знаком с явлением земельной ренты и ее зависимости от расстояния между хозяйством и рынком, ясно, что переход к системе цен франко-амбар был не только потрясением цен, но и противоречием с основными законами экономической жизни.
Длительная борьба вокруг твердых цен, позднее их установление, а затем беспрерывное колебание и даже коренная ломка, примитивность установленных цен и отсутствие необходимой организованности на местах — все это должно было действовать на рынок хлебов крайне дезорганизующе и в конце концов лишать твердые цены значения регулирующей меры. Действительно, обращаясь к анализу положения рынка, мы видим прежде всего стремительный подъем цен на местах во время борьбы вокруг вопроса о ценах в центре, т. е. в августе. В этом отношении показа-
144
тельны следующие данные    :
Даты              Месячный прирост ( + ) или падение (—) цен, в коп. на
ячмень
пшеницу                        Ростов-на- ове(1
Самара,        Елец-120      Дону симбирский
пеРеР°д-                         кормовой СУХ0И
За июль 1916 г.            -9              0                0 +1
За август 1916 г.         +28          +22            +17 +21
За сентябрь 1916 г.         -4          +22             +9 +1
Несмотря на то что в августе начинается реализация нового урожая, прирост цен за август относительно наибольший. Очевидно, что августовская борьба за цены толкала вольные цены вверх: местные биржи и рынки как бы стремились поставить центр, занятый вопросом исчисления твердых цен, пред фактом повышенных вольных цен на местах. После установления твердых цен движение вольных цен, поскольку можно судить на основании
кампании, охватывающего сбор зерна, транспорт, перемол и распределение, а также незыблемость уже установленных твердых цен как часть этого плана. В развитие выдвинутых совещанием идей при экономическом отделе Главного комитета Земского союза было создано продовольственное отделение во главе с А. В. Чаяновым, на которое возлагалось представительство земской России в Особом совещании по продовольственному делу и объединение продовольственной работы земств. См.: Главный комитет Всероссийского земского союза. Экономический отдел. Материалы по вопросам организации продовольственного дела / Под общей ред. А. В. Чаянова. М., 1916. Вып. 1. С. 4; М., 1917. Вып. 6. С. 142.
258
приведенных данных, не прекратилось. Но прирост цены и в абсолютных, и в относительных величинах пошел более медленным темпом. Последнее ясно из следующих данных о процентных отношениях средних вольных цен по некоторым рынкам к ценам соответствующих месяцев предыдущего года и разнице этих отношений в предшествующий и последующий месяц 195.
Пшеница %     разница Июль 19lb' г.        168,9      — Август 1916 г.      181,1   4-12,2 Сентябрь  1916  г. 189,8    48,7
Рожь %     разница 124,3     -
143.0 4 18,7
131.1 48,1
Овес Ячмень
%     разница %     разница
И3,8      - 124,1       -
148,8  4-35,0 155,8  431,7
160,7  +11,9 174,4  418,6
Отсюда ясно, что после установления цен в сентябре рост вольных цен замедлился. Было бы, конечно, рискованно сказать что он замедлился только под влиянием утановления цен.
N    5. Регулирование цен после февральской революции
Революция поставила новое правительство пред лицом сильно возросших цен и дезорганизованного положения рынка. Уже в Продовольственной комиссии кЬмцтета Государственной думы и Совета рабочих и солдатских депутатов был поставлен вопрос о пересмотре твердых цен и о мерах дальнейшего регулирования их. Теперь уже не был спорным вопрос о том, быть твердым ценам или   не   быть,   распространять  ли   цены   на   все   сделки   с хлебами или нет. Бесспорным в сущности было и положение о необходимости вернуться от цен франко-амбар к ценам франко-станция. Спорным был вопрос опять об уровне твердых цен, о возможности повышения существующих цен. В этом вопросе наметились в комиссии два течения. Одно, возглавляемое деятелями Экономического отдела Союза городов *, связавшими теперь себя с Советом рабочих и солдатских депутатов и отстаивавшими мысль, что цены повышаться не должны, что необходимо при установлении новых твердых цен франко-станция лишь покрыть то повышение цен, которое было произведено министром Риттихом в силу факта перехода от исчисления сентябрьских цен франко-станция к исчислению их франко-амбар. В среднем это дало бы повышение сентябрьских цен франко-станция приблизительно на 30 %, приблизительно, так как учесть точно стоимость подвоза к станциям было невозможно. Другое течение, большинство, к которому прим-
* Экономический отдел Союза городов создан в 1915 г. при Главном комитете Всероссийского союза городов для объединения деятельности городов в борьбе с продовольственным кризисом. Для сбора сведений о конъюнктуре рынка, ценах и пр. при нем было образовано специальное статистико-экономическое бюро. См.: Всероссийский союз городов. Главный комитет. Экономический отдел. Деятельность экономического отдела. [Б. м. и г.]; Китанина Т. М. Война, хлеб и революция. С. 266.
17*
259
кнул Экономический отдел Земского союза *, представители комитета Государственной думы, кооператоры и входившие в комиссию представители торгового класса, стояло на мысли о необходи-' мости повышения сентябрьских цен сверх произведенного Риттихом повышения при переходе к ценам франко-амбар. В среднем предлагалось произвести повышение сентябрьских цен на 60 %, т. е. предлагалось повысить цены Риттиха еще в среднем на 30 %. Основным мотивом этого повышения являлось признание, что с сентября произошло большое повышение цен на потребляемые деревней предметы промышленного производства.
В связи с этим выделенная комиссией подкомиссия из представителей экономических отделов Союза городов и Земского союза впервые попыталась подойти на основании, правда очень скудного, имевшегося в распоряжении бюджетного материала к вопросу о ценах с точки зрения метода покупательной силы пуда хлеба. Эта работа показала, что для восстановления покупательной силы пуда хлеба пришлось бы в соответствии с ростом цен на предметы, покупаемые деревней, и в соответствии с «весом» этих предметов в расходном бюджете крестьянского хозяйства или повысить приблизительно на 60—70 % сентябрьскую твердую цену хлеба, или соответственно понизить цены на предметы покупки деревни. И большинству, и меньшинству комиссии представлялось бесспорным положение о необходимости восстановить равновесие между ценами предметов сельскохозяйственного и промышленного производства. Но в то время, как меньшинству казалось возможным, повысив сентябрьскую цену хлеба в среднем на 30 % и покрыв таким образом повышение Риттиха, одновременно вступить на путь приблизительно такого же понижения цен на предметы промышленного производства, большинству этот путь представлялся невозможным, и оно настояло на повышении хлебных цен  в  среднем  на  60 %   против  сентябрьских  цен  франко-станция. Это положение и было принято 196.
Новые цены были установлены 25 марта, но расплата по ним должна была вестись, считая со 2 марта 1917 г.197
* Всероссийский земский союз помощи больным и раненым основан съездом представителей губернских земств (г. Москва, 30 июля 1914 г.) на базе существовавшего с 1904 г. Общеземского союза и официально утвержден 12/VI11 1914 г. Главноуполномоченным союза был избран кн. Г. Е. Львов. Распорядительным органом союза являлось общее собрание уполномоченных, выбранных губернскими земскими собраниями, а исполнительным — Главный комитет. По постановлению съезда уполномоченных губернских земств от 14/111 1916 г. при Главном комитете был создан экономический отдел, на который возлагался созыв съезда для выработки общего плана экономических мероприятий, направленных на преодоление вызванного войной хозяйственного кризиса и подъем производительных сил, а также для объединения деятельности земств в области экономических мероприятий. В состав отдела вошло 5 отделений (общеэкономическое, статистическое, продовольственное, полеводства и животноводства). См.: Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам. Обзор деятельности Главного комитета. 1 августа 1914 — 1 февраля 1915 г. М., 1915; О деятельности экономического отдела Главного комитета Всероссийского земского союза. Губернским земским собраниям очередной сессии 1916 г. [Б. м. и г.]; Китанина Т. М. Война, хлеб и революция. С. 264-265.
260
Та же угроза реквизицией, которая была одновременно установлена и для поддержания принципа монополии и которая употреблялась уже и ранее, является косвенным средством для поддержания твердых цен и теперь.
Косвенным стимулом к удержанию твердых цен франко-станция является также положение, что доставка хлеба на станцию обязательна для владельца его; в случае невыполнения этой обязанности продорганы имеют право произвести эту доставку за счет владельца.
Одновременно были установлены общеимперские оптовые таксы, выработанные в соответствии с повышением твердых цен. Что касается розничных такс или продажных цен, то определение их было передано губернским продовольственным комитетам на основаниях твердой цены соответствующего района заготовок плюс накладные расходы. Утверждение продажных цен было оставлено за министром.
Сопоставление установленных твердых цен и такс с местными вольными рыночными ценами весны 1917 г. дает следующую картину 198 (табл.7).
Таблица 7
Хлеба Число случаев сопостав- ч Число случаев, когда установленные твердые цены         ч" - 1 Число случаев сопостав- Число случаев, когда установленные таксы
ления выше ниже равны ления      ^ выше ниже равны
Пшеница 25 14 11 0 21 1 20 0
Рожь 32 16 16 0 20 1 / 19 0
Ячмень 20 3 17 0 28 1 23 0
Овес 44 10 34 0 13 0 13 0
Итого 121 43 78 0 82 3 79 0
Отсюда видно, что, как и осенью кампании 1916/17 г., установленные твердые цены в большинстве случаев ниже местных рыночных цен соответствующего времени. Это положение в особенности относится к имперским таксам.
Твердые цены 25 марта были установлены как для остатков прошлогодних урожаев, так и для урожая 1917 г. Это свое решение Временное правительство подтвердило особым заявлением.
Однако к осени 1917 г. продовольственный кризис настолько обострился, что в поисках его облегчения правительство принуждено было 27 августа прибегнуть к удвоению твердных цен 1". Одновременно повышаются общеимперские таксы. Но ввиду увеличения стоимости провоза и накладных расходов они повышаются более сильно, чем твердые цены. Цены в районах потребления или имперские таксы устанавливаются в соответствии с твердыми ценами и с прибавлением к ним среднего железнодорожного тарифа, 15 коп. на пуд накладных расходов и еще 4 % на
261
заготовительную стоимость хлеба 2(Ю. Новые цены объявляются действительными для расчетов с 1 августа устанавливаются по-прежнему франко-станция, пристань или франко-торговые распределительные пункты, определяемые министром продовольствия, причем иод станцией или пристанью разумеются и расположенные не далее 3 верст от них помещения, в которых производится приемка хлеба. Однако постановление 27 августа содержит в себе и некоторое отступление от принципа франко-станция: оно разрешает производить оплату провоза за расстояние, превышающее 100 верст по нормам, установленным для принудительной гужевой перевозки.
Косвенной мерой удержания твердых цен остается по-прежнему угроза реквизицией, но с понижением цены уже на 30 % в случае несдачи хлеба по твердой цене в установленные сроки. Далее для поддержания цен в соответствии с принципом франко-станция продовольственные органы сохраняют свое право произвести доставку хлеба на станцию за счет владельца в случае его отказа. К числу косвенных мер удержания твердых цен нужно отнести также и меры по снабжению населения предметами необходимости по фиксированным ценам (см. об этом выше, гл. И).
Твердые цены были удвоены, имперские таксы более чем удвоены. Но тем не менее ввиду быстрого возрастания вольных цен новые твердые цены и таксы далеко отстают от них. Это видно из данных табл. 8 о сопоставлении твердых цен и такс с местными вольными ценами осени 1917 г.201
Таблица 8
Хлеба Число случаев Число случаев, когда твердая цена Число случаев Число случаев, когда таксы
сопоставления выше ниже равна сопоставления выше ниже равны
Пшеница 28 1 27 0 25 0 25 0
Рожь 33 1 32 0 20 0 20 0
Ячмень 19 0 ' 19 0 29 0 .29 0
Овес 44 1 43 0 12 0 12 0
Итого 124 3 121 0 86 0 86 0
Ни в одном из предыдущих случаев мы не наблюдали такого подавляющего превышения со стороны вольных цен.
Проведенное Временным правительством повышение твердых цен встретило различную, иногда прямо противоположную оценку в центре и на местах 202. Поступавшие в министерство и ноя-вившиеся в прессе заявления показывают, что расценка этой меры различными общественными организациями скорей отрицательная, чем положительная. Эта отрицательная оценка основывается частью на политических соображениях, рассматривает проведенное повышение как уступку крупному землевладению, частью на соображениях об интересах потребляющего малоимущего населе-
262
ния, частью на гом мотиве, что повышение цен потрясает все экономическое положение государства, не вызывая улучшения продовольственного дел51. Между тем фактические сообщения нродорганов о ходе заготовок после повышения цен отмечают скорей усиление этих заготовок, указывая, однако, иногда на возникший на местах вследствие удорожания хлеба недостаток денежных знаков. Многие заявления указывают на необходимость, сохранив новые твердые цены до определенного момента, затем постепенно понижать их в целях вызвать, т. е. ускорить, сдачи хлеба. Мысль о постепенном понижении установленных цен возникает и в министерстве, но реализации не получает.
Рассматривая теперь политику Временного правительства в области регулирования цен в целом, мы видим, что в общем она стоит на тех же основаниях, на какие она стала в сентябре 1916 г. до реформ Риттиха. Твердые цены в основе своей являются имитацией вольных цен. Но теперь уже нет колебания в мнениях правительства о необходимости твердых цен. Теперь обнаруживается тенденция к организации снабжения деревни предметами промышленного производства и к урегулированию цен на эти предметы в смысле приведения их в некоторое соответствие с хлебными ценами, что пытаютсяхдостигнуть путем применения метода определения покупательноиХилы хлеба и стремления восстановить ее. Однако эта тенденция не получает достаточно эффективного выражения. Изменение уровня цец совершается в силу необходимости и вопреки первоначальным намерениям. Методы пересмотра цен становятся все более грубыми. В силу этого твердые цены постепенно утрачивают свою имитационную приррду и начинают приобретать все более характер нормативно-конструкционный.
6. Регулирование цен после Октябрьской революции
Этот нормативно-конструкционный характер твердых цен и утрата тесной связи их с движением рыночной конъюнктуры в особенности выявляются после Октябрьской революции.
Установленные 27 августа цены на хлеба продолжают существовать вплоть до 8 августа 1918 г.
Постановлением 8 августа 1918 г. твердые цены на хлеба были повышены втрое 203. Иначе говоря, изменение цен было произведено снова чисто механически. Для установления их более тщательного соответствия с условиями отдельных рынков не оказалось в силу дезорганизации этих рынков и в силу дезорганизации регулирующих органов объективных данных.
Новые твердые цены были установлены до 1 декабря 1918 г. Далее они должны были понижаться в такой последовательности: с 1 декабря — на 25 %, с 1 февраля — на 35, с 10 апреля 1919 г. — на 40, с 15 июня — на 50 %. Однако фактически эта градация понижения проведена не была.
Мерами косвенного поддержания твердых цен остаются прежде
263
всего угрозы реквизицией. Но карательный момент этой реквизиции, как мы видели, говоря о заготовках, значительно усиливается. Той же цели должна служить организация снабжения деревни предметами первой необходимости, на которые также устанавливаются твердые цены. Причем до осени 1918 г. твердые цены на эти предметы продолжают оставаться вне достаточного соответствия с хлебными ценами. Приблизительно с августа 1918 г. в основу политики регулирования цен кладется мысль о необходимости строить систему твердых цен на предметы необходимости в соответствии с твердыми ценами на хлеб. Существующие твердые хлебные цены при этом берутся как исходный факт 204. Все остальные цены должны быть таковы, чтобы приблизительно восстановилось эквивалентно-меновое отношение мирного времени между продуктами.
Наряду с этой идеей и пониманием системы цен развивается, правда, некоторыми работниками продовольственного дела параллельно другое понимание ее. В качестве исходного мерила цен и установления эквивалентно-менового отношения выдвигается вместо хлебной цены цена на рабочие руки, а некоторыми авторами — даже труд, как таковой 2 . Однако все эти руководящие идеи, в особенности последние две, остаются скорей простым теоретическим построением, далеким от реализации.
Но поскольку движение в этом направлении все же частично совершается, твердые цены все более приобретают нормативно-конструкционный характер. Цены просто декретирующие. И так как в социально-политическом отношении переживаемый период характеризуется резким господством одного рабочего класса и одной партии — коммунистов (большевиков), то за этим декретированием не лежит даже той напряженной групповой борьбы, которую мы наблюдали до революции и в первый период революции и которая в обычное время стихийно проявлялась в процессе конкуренции. Соответственно этому методы установления цен становятся все более грубыми, прямолинейными, чуждыми той гибкости, к которой вынуждало ранее существование более или менее организованного рынка.
7. Твердые и вольные цены на хлеба
Уже из предыдущего изложения ясно, что твердые и вольные цены на хлеба расходятся между собой все более и более: вольные цены резко перерастают цены твердые 206. Эту мысль можно иллюстрировать следующими данными (табл. 9) об изменении твердых цен в среднем по губерниям черноземной полосы.
Таково относительное движение твердых цен.
Движение осенних вольных цен по той же черноземной полосе в копейках за пуд и в отношении к осенним ценам 1914 г. характеризуется цифрами табл. 10 об изменении осенних вольных цен по губерниям черноземной полосы.
264
6
Таблица 9
Пшеница Рожь
Время установления цен в коп. за пуд % к вольным ценам осени 1914 г з коп. за нуд % к вольным ценам осени 1914 г.
Февраль 1914/15 г. Осень—зима 1915/16 г. Сентябрь 1916/17 г. Март 1916/17 г. Август 1917/18 г. Август 1918/19 г. 129,2 158,0 190,8 315,9 642,4 2004,8 139 170 205 339 691 2153 113,6 119,8 149,8 248,7 485,7 1483,0 142 150 187 302 607 1855

О вес Ячмень
Время установления^ цен \ \ \ в коп. за пуд % к вольным ценам осени 1914 г в коп. за пуд % к вольным ценам    осени 1914 г.
\ Февраль 1914/15 г. Осень—зима 1915/16 г. Сентябрь 1916/17 г. Март 1916/17 г. Август 1917/18 г. Август 1918/19 г. Ч   113,3 Х40,9 159> 243,rJ 486,0 1486,8 140 137 197 300 600 1834 86,8 104,7 131,1 209,7 419,0 1394,1 —       ./__ 116 139 175 279 559 1860
Таблица 10
Пшениц; i яровая Рожь
Даты в % к цене в % к цене
в коп. за пуд 1914 г. в коп. за пуд 1914 г.
1914/15 г. 93 100,0 80 100,0
1915/16 г. .  117 125,8 104 130,0
1916/17 г. 223 239,8 167 208,8
1917/18 г. 1093 1174,6 848 1060,0

Овес Ячмень
Даты в % к цене в коп. за пуд в % к цене
в коп. за пуд 1914 г. 1914 г.
1914/15 г. 81 100,0 75 100,0
1915/16 г. 109 134,6 99 132,0
1916/17 г. 189 233,3 170 226,7
1917/18 г. 858 1059,3 827 1101,3
265
К осени 1918 г. вольные цены делают новый чрезвычайно резкий скачок вверх, достигая, например, по 3 губерниям Центрально-Земледельческого района (см. выше ч. 1, гл. 11) для ржи 104 р/30 к. за пуд, или 13037 % по отношению к ценам осени 1914 г. То же самое происходит и с ценами на другие хлеба20'.
Сопоставляя теперь данные первой и второй таблиц, легко видеть, что до осени 1916/17 г. твердые цены на хлеба более или менее соответствуют вольным ценам. После этого времени вольные цены резко перерастают твердые, примерно в два, а затем с 1918 г. и значительно более раз.
Иначе говоря, резкое расхождение цен твердых и вольных определенно намечается, усиливается и затем принимает исключительно уродливый характер (1918 г.) по мере того, как ухудшается дело снабжения, по мере того, как население, необеспеченное государственными поставками хлеба, все более начинает само стремиться за хлебом, предъявляя на него нелегальный, болезненно повышенный спрос. Таким образОхМ, политика твердых цен была бессильна овладеть движением цен, устранить вольные нелегальные цены, дуализм цен вольных и твердых. Бессильна она была и задержать рост вольных цен. Больше того, если в первые годы войны 1914—1916 гг. политика твердых цен, как мы отмечали, быть может, и оказывала некоторое временно сдерживающее влияние на цены, то в 1917/18 гг., когда дело снабжения приобрело особенно тяжелый уклон, когда массы населения были брошены в паломничество за хлебом и по мере развития этого явления, — политика твердых цен в связи с политикой монополизации хлеба, разрушая и стесняя вольный рынок, по-видимому, является скорей фактором повышения нелегальных вольных цен.
Глава четвертая РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК И ПЛАН СНАБЖЕНИЯ
1. Регулирование перевозок и план снабжения в общей системе регулирования снабжения
Из предыдущего изложения мы ясно видим, что от частичных мер по регулированию заготовок и цен государство перешло к полной монополизации заготовок и к нормированию всех цен на хлеба. Но по мере того, как государство брало в свои руки все большую долю заготовок, пред ним вставала задача выработки плана, по которому заготовленные продукты, во-первых, распределялись бы между потребляющими центрами, во-вторых, перебрасывались бы в эти потребляющие центры. Пред государством, иначе говоря, вырастала задача выработки материального плана снабжения. Выработка плана снабжения, плана рационального 4 распределения продукта из районов заготовок по районам потреб-
266
ления диктовалась также мотивами удержания системы твердых цен.
Идея плана снабжения, его содержание и осуществление не возникают вдруг, но как и другие отрасли регулирования развиваются постепенно. Выработка и осуществление плана снабжения стоит в самой тесной связи с развитием регулирования перевозок. План перевозок, согласно изложенному пониманию плана снабжения, составляет лишь важнейшую часть последнего. При резком разделении в стране районов с избытками и районов с недостатками хлебов, при том расстройстве транспорта, которое создалось под влиянием войны, — проблема урегулирования перевозок была узлом, в котором сплетались все пути регулирования снабжения, в котором лежали основания успеха или неуспеха и системы твердых цен и всего материального плана снабжения и, наконец, удовлетворения потребностей армии и населения. Вот почему, говоря о плане снабжения, мы, прежде всего, остановимся на регулировании перевозок.
Регулирование перевозок можно рассматривать в данной связи с двух точекзрения. Можно рассматривать регулирование транспорта, как такового, в общем и целом. Это не входит в нашу* задачу. Но можно рассматривать регулирование транспорта специально в связи сх упорядочением перевозок предметов продовольствия и даже точнее хлебов и фуража, в связи с общим планом снабжения. Мы остановимся на этой второй точке,зрения, затрагивая вопросы регулирования транспорта вообще лишь в меру необходимости.
2. Регулирование железнодорожных перевозок до революции
До войны порядок железнодорожных перевозок хлебных грузов регулировался ст. 51 и 52 Устава железных дорог 20В. Согласно этой статье грузы должны быть отправляемы с соблюдением порядка очередей и постепенности, без всяких для каких-либо отправителей и видов грузов преимуществ. Исключение допускалось: 1) для грузов, перевозимых по особым правилам, и 2) для грузов, безотлагательная перевозка которых требуется в общегосударственных интересах или в видах удовлетворения общественных нужд или же общими правительственными распоряжениями. Причем порядок отправки очередных грузов устанавливается министром путей сообщения.
Из сказанного видно, что уже в довоенное время были определенные основания (сравни указанные только что общее правило и исключения при порядке перевозок) для установившегося с начала войны дуализма в очередндсти перевозок хлебных грузов для армии, с одной стороны, и для населения — с другой.. Воинские продовольственные грузы, заготовляемые Министерством земледелия, перевозятся согласно планам, которые вырабатываются на месяц вперед сначала междуведомственной комиссией при
267
главном интендантском управлении, а затем в заседаниях при Ставке. Грузы эти принадлежат ко внеочередным и перевозятся но воинской литере Н.
Коммерческие продовольственные грузы принадлежат к числу обычноочередных. Лишь иногда по особым ходатайствам Центральный комитет по регулированию массовых перевозок дает право на внеочередную перевозку их и даже на маршрутные поезда.
Этот порядок перевозки продовольствия для населения сохраняется до постановления министра путей сообщения * (циркуляр от 27 июля 1915 г.) 209. Согласно этому постановлению все грузы малой скорости делятся на внеочередные и очередные. Внеочередные грузы в свою очередь делятся на последовательные группы А, Б, В, Г. Причем к группе А, между прочим, отнесены продовольственные, фуражные и иные грузы, заготовляемые для армии ведомством земледелия и землеустройства и отправляемые по воинским предложениям формы литеры Н. К группе Г, которая делится на подгруппы а, б, в, г, д, к подгруппе ее г отнесены продовольственные грузы, идущие в адреса губернаторов.
Очередные грузы делятся на последовательные категории 1, 1А, 2, 2А, 3, 4, 5, каждая из которых в свою очередь распадается на ряд групп. Причем к категории 2 к группе ее в отнесены хлебные семена отдельными отправками до 75 пуд. каждая, к категории 2А к группе ее а отнесены продовольственные грузы, закупленные земским и городским союзом, губернскими присутствиями, земскими и городскими управами, продовольственными комиссиями, потребительскими кооперативами. К категории 3 — прочие хлебные грузы.
Таким образом, ясно, что указанное постановление, сохраняя дуализм воинских и прочих хлебных грузов, разбивает последние в зависимости от характера адресования этих последних в свою очередь на ряд последовательных очередей. Причем главная масса коммерческих хлебных грузов ставится в одну из самых низких очередных категорий — в 3-ю. Значение этого обстоятельства и, следовательно, указанного постановления для регулирования хлебных перевозок и продовольствия будет ясно, «если принять во внимание, что по отчетным данным, представленным Управлением железных дорог ** Особому совещанию по перевозкам ***,
* Министр путей сообщения — С. В. Рухлов, занимавший этот пост с 29/1 1909 г. по 27/Х 1915 г.
** Управление железных дорог входило в состав Министерства путей сообщения. См.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 216—217; Управление железных дорог. Краткий очерк деятельности русских железных дорог во вторую отечественную войну. Пг., 1916. Ч. 1, 2.
*** Особое совещание по перевозкам. Особые совещания представляли собой учреждения, созданные для руководства экономической жизнью России в начале первой мировой войны. Созданные в соответствии с Положением о совещаниях от 17 августа 1915 г. пять совещаний (по обороне государства; по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих на оборону; по перевозке топлива, продовольствия и военных грузов; по продовольственному делу; по устройству беженцев) имели
268
многие тысячи вагонов внеочередных грузов год и более ожидали отправки». Это положение перевозок явно не соответоствовало обострению продовольственного кризиса, особенно в городах. Вот почему Особое совещание но продовольствию нашло необходимым обратиться к Особому совещанию по перевозкам с просьбой пересмотреть циркуляр от 27 июля 1915 г. В результате этого пересмотра, однако, циркуляр не был отменен или соответственно изменен. Но, однако, была выдвинута идея составления общего плана перевозок наряду с различными иными грузами также и для грузов продовольственных, как военных, так и прочих 210.
3. Зарождение плановых перевозок
Особое совещание по продовольствию должно было представить к декабрю 1915 г. материалы для составления плана перевозок пока только по 22, главным образом северным, губерниям России. Эти материалы для декабрьско-январского (4915— 1916 гг.) плана были представлены 7 декабря. Они составлены были на основании специальной анкеты Особого совещания по продовольствию среди городов России о продовольственных затруднениях и о запросах городов в отношении продовольствия. Причем работа Упрайд^ния делами Особого совещания свелась почти исключительно к>меныпению требования городов. Так, размер предполагаемого двухмесячного подвоза в 22 губ. рав-
211
нялся
По требованию    По решению Управления делами городов Особого совещания по продовольствию
Муки ржаной 4 155 400 3 767 4&0
Ржи 1 456 ООО 1 473 ООО
Муки пшеничной 6 788 700 6 442 200
Пшеницы 2 672 000 1 925 000
Крупы всякой 2 101 882 2 130 812
право требовать содействия всех общественных и правительственных организаций, устанавливать предельные цены, срок и очередность исполнения заказов, налагать секвестр, проводить реквизиции, собирать сведения о работе предприятий и т. д. Сохранены Временным правительством (за исключением Особого совещания по продовольственному делу, функции которого перешли к Общегосударственному продовольственному комитету). После Октябрьской революции Советская власть использовала технические кадры и учетно-регистрационный аппарат Особых совещаний для создания ВСНХ и других органов. (См.: Букшпап Я. М. Военно-хозяйственная политика. М.—Л., 1929; Сидоров А. Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны (1914—1917). М., 1960; Китанина Т. М. Война, хлеб и революция. (Продовольственный вопрос в России, 1914—октябрь 1917 г.). С. 133, — здесь говорится только о «четырех», первых из поименованных выше Особых совещаниях.) С 1 июля 1916 г. начал функционировать чрезвычайный орган Совета Министров (во главе с его председателем) — Особое совещание по организации снабжения армии и населения тыла (Китанина Т. М. Война, хлеб и революция. С. 201). См. также: Крупина Т. Д. Политический .кризис 1915 г. и создание Особого совещания по обороне//Исторические записки. 1969. Т. 83; Воронцова С. В. Материалы Особого совещания по обороне государства. М., 1975; Особые совещания военного времени. Свод законов и состоявшихся в порядке ст. 87 основных законодательных положений. Пг., 1917; Сомов С. А. Создание особых со-
269
Говоря о выработке плана перевозок, как таковых, взятых изолированно, необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что в данном случае пред нами в сущности чисто железнодорожная мера, не больше. Речь идет не о том, чтобы, выработав план перевозок, затем обеспечить продукты для этих плановых перевозок. Речь идет пока лишь о плане перевозок тех продуктов, которые будут заготовлены безразлично кем.
Однако и в таком виде план перевозок не был проведен образовавшимся и начавшим функционировать с 15 декабря 1915 г. Временным распорядительным комитетом по железнодорожным перевозкам . Комитет установил плановые перевозки в виде опыта лишь на 15 первых дней января, и лишь для Петрограда и Финляндии. На вторую половину января плановые перевозки были распространены также на 8 губерний, снабжаемых по наиболее загруженным Николаевской и Северной железным дорогам.
Наряду с этим установленным порядком железнодорожных перевозок в указанных губерниях другой порядок установился для губерний Западного фронта и третий для всех прочих губерний.
Для губерний Западного фронта управлением железных дорог при Ставке в целях перевозки продовольственных грузов просто предоставлялось ежедневно 70 вагонов. Вагоны эти распределялись местными совещаниями чинов Министерства путей сообщения, уполномоченных председателя Особого совещания по продовольствию и представителей местных, в том числе общественных, учреждений и организаций. Причем грузы шли по удостоверениям и в адрес местных уполномоченных. Иначе говоря, здесь установилась уже разрешительная система перевозок.
Наконец, во всех остальных губерниях, согласно циркуляру от 28 декабря 1915 г., установился следующий порядок. План перевозок для этих губерний не составляется. Если продовольственные грузы перевозятся вне очереди по литере В, то лишь по заявлениям местных уполномоченных председателя Особого совещания по продовольствию местным порайонным комитетам по регулированию железнодорожных перевозок. Без таких заявлений грузы перевозятся в порядке очередности.
В дальнейшем мы видим расширение принципа перевозок по плану, вырабатываемому в центре. Так, на февраль Особым совещанием по продовольствию анкетным путем среди уполномоченных городов и земств были подготовлены материалы и Распорядительным комитетом утверждены планы не только для 8 северных, но также для 5 центральных и некоторых частей 2 губерний Западного фронта. Кроме того, были приняты по ходатайству уполномоченных плановые перевозки для Ярославской, Костромс-
вещаний и «прогрессивный блок» (август 1915 г.) // Проблемы отечественной истории. M., 1973; Алияров С. С. Из истории государственно-монополистического капитализма в России. Особое совещание по топливу и нефтяные монополии // История СССР. 1977. № 3.
270
кой и Владимирской губ., причем планы для этих губерний должны были рассматриваться и утверждаться Московским порайонным комитетом.
Итак, мы видим, что к февралю 1916 г. порядок перевозок представляется довольно пестрым. Мы встречаем: 1) плановые внеочередные перевозки воинских продовольственных грузов, заготовленных средствами государства; 2) плановые перевозки с разрешительной системой в губерниях Западного фронта для частных грузов; 3) плановые перевозки частных и общественных грузов, но без разрешительной системы в 8 северных и некоторых других губерниях; 4) перевозки без плана, но с частичным применением разрешительной системы в прочих губерниях; 5) обычные очередные перевозки в этих же губерниях.
Наряду с этой пестротой до февраля 16-го года регулирование перевозок не находится в достаточно тесной связи с другими формами регулирования снабжения, как твердые цены, таксы. Правда, в тех районах, где введены плановые перевозки или разрешительная Система в том или ином виде, органы продовольствия получают реальную возможность контроля за прибывающими продовольственными продуктами, имеют возможность влиять и на условия тЪрговли этими продуктами. Но пред нами еще нет определенной и сющ^й системы связи форм регулирования снабжения.
Только в феврале мы встречаем ряд определенных мер, направленных к установлению более единообразной системы регулирования перевозок и к установлению тесного взаимодействия между регулированием перевозок, порядком снабжения, твердыми ценами и таксами.
Прежде всего положением от 12 февраля 1916 г. в целях установления контакта местных властей, ведающих перевозками, продовольствием, снабжением, топливом, образуются под председательством губернатора (генерал-губернатора) местные совещания, куда входят уполномоченные особых совещаний по продовольствию, топливу и перевозкам, а также председатели (или их заместители) порайонных комитетов213.
12 февраля министр земледелия * издал постановление «О некоторых мерах к урегулированию снабжения продовольствием и о порядке выработки и издания такс на предметы продовольствия». Сущность этого постановления сводится к следующему. В случае затруднительности снабжения продовольствием тех или иных местностей, по обсуждении в местных совещаниях и с разрешения председателя Особого совещания допускается применение плановых перевозок по удостоверениям уполномоченных; для внеплановых же перевозок продовольственных грузов может предоставляться внеочередность грузам, идущим исключительно в адрес
* Министр земледелия — А. Н. Наумов, министр с ноября 1915 г., сменил на этом посту А. В. Кривошеина, главноуправляющего земледелием и землеустройством с августа 1915 г.
271
уполномоченных по их удостоверениям (разрешительная система). Уполномоченные получают право выдавать те и другие разрешения лицам и учреждениям под обязательство последних соблюдать установленные правила торговли в отношении цен и порядка распределения. В случае же невозможности обеспечить в указанном порядке поступления на рынок по соразмерным ценам достаточного количества продуктов продовольствия уполномоченным предоставляется право возбуждать вопрос о правительственных заготовках по твердым ценам. Таким образом, это постановление не только пропагандирует расширение практики плановых перевозок и разрешительной системы, но определенно связывает регулирование перевозок с регулированием цен и содержит в себе зародыш перехода к снабжению населения продовольствием силами государства. Оно содержит в себе также в основе и идею плана снабжения как целого. Действительно, так как уполномоченные получали возможность влиять на плановые и неплановые, но внеочередные перевозки и так как, по словам циркуляра председателя Особого совещания от 4 апреля, все грузы по общему правилу идут ныне или по плану, или вне очереди, то фактически весь транспорт продовольственных грузов проходит через контроль уполномоченных 214. От уполномоченных зависит использовать наличные перевозочные средства для перевозки тех или иных продовольственных грузов и для предоставления перевозок тем или иным учреждениям и лицам. Иначе говоря, введение плановых перевозок и разрешительной системы давало уже уполномоченным некоторую возможность вносить элемент планомерности и во все дело снабжения, являлось зародышем идеи плана снабжения. Однако вопрос о плане снабжения в подлинном смысле слова встает позднее, осенью 1916 г., когда государство действительно приняло на себя обязательство снабжать не только армию, но и население.
4. Изменения в порядке очередности перевозок
Одновременно с проведением идеи плановых перевозок циркуляром от 7—12 декабря 1915 г. существенно измененяется прежняя последовательность перевозки продовольственных грузов . Плановые продовольственные грузы относятся к внеочередным, к подгруппе а группы Г. К той же группе Г, к подгруппе ее б относятся теперь продовольственные грузы, направленные в адрес губернаторов, а к подгруппе в относятся продовольственные грузы для снабжения населения, не вошедшие в планы перевозок, если в отношении внеочередной перевозки их последует распоряжение председателей порайонных комитетов; причем из центра указывалось, чтобы это право внеочередности предоставлялось квалифицированным получателям. Прочие продовольственные грузы остаются на прежних местах последовательности.
Итак, циркуляр от 7 — 12 декабря некоторую часть продовольственных грузов передвинул в порядке последовательности отправок выше.
272
Рост транспортных затруднений, побуждая к поискам более топкой квалификации грузов в смысле их экстренности, скоро привел к дальнейшему изменению правил перевозки продовольственных грузов.
Постановлением министра путей сообщения от 4 апреля 1916 г., циркуляром от 20 апреля 1916 г. группа А была заменена двумя отделами 2|6. К первому отделу были отнесены, если так можно выразиться, сверхвнеочередные грузы по отдельным распоряжениям Распорядительного комитета в исключительных случаях. Отдел второй делится на 5 разделов, из которых каждый в свою очередь распадается на подгруппы. Между созданной сложной сетью разделов и подгрупп и распределились квалифицированные продовольственные грузы: раздел 1,6 — неплановые продовольственные грузы, отправляемые уполномоченными министерства земледелия в магазины фронтов армий; раздел 3, а — плановые продовольственные грузы, отправляемые уполномоченными в магазины фронтов, раздел 3, в — продовольственные и фуражные грузы, отправляемые уполномоченными в  адрес  воинских частей   и частей флота;  раздел 4 — продовольственные и иные грузы, перевозимые по плаХам Распорядительного комитета. Таким образом, плановые продовольственные грузы передвинулись снова в более старшие группу Вместе с тем воинские продовольственные  грузы  разбились^ по  ряду  групп.   Появился  отдел сверхвнеочередных грузов. Вся система перевозок достигла огромной сложности. Отсутствие точного соответствия между работой дорог и подвозом грузов к станциям и вытекающая отсюда невозможность точного выполнения различных плановых перевозок при одновременном стремлении максимально усилить работу железных дорог вызвали циркуляр от 21 июля 1916 года, который устанавливал очередь, различную для Петрограда —- Москвы и других районов, в какой следует заменять те грузы, которые должны   были   бы   идти   по   плану,   но   которых   не   оказалось вовремя на станциях. Но именно то обстоятельство, что планы перевозок, раз они не обеспечены грузами, рисковали остаться «бумажной» мерой железнодорожной политики наряду с необходимостью вообще упорядочить снабжение, настоятельно выдвигали вопрос о создании материального плана снабжения и о включении плана перевозок в систему плана снабжения лишь как одного из элементов.
5. План снабжения
Мы уже знаем, что осенью 1916 г. правительство приняло на себя широкое обязательство по снабжению населения. В начале сентября было произведено распределение подлежащего заготовке хлеба между губерниями. Очевидно, что наряду с планом заготовки стало совершенной необходимостью принять и такой или иной материальный план снабжения. И постановление от 9 сентября о твердых ценах определенно говорит об общем плане снабжения    .
18 Н. Д Кондратьев
Сущность и основания общего плана снабжения в схеме своей очень просты и сводятся к следующему. Выясняется тем или иным способом (в различное время, как увидим, различным) размер и география хлебных избытков и недостатков. Затем между губерниями с недостатками соответственно распределяются губернии с избытками, губернии, предназначенные к снабжению первых. Соответственно этим установленным губернским связям вырабатывается план перевозок хлебов. В целом план распределения заготовленных запасов между потребляющими губерниями и соответствующий ему план перевозок мы и называем планом снабжения. Таким образом, если план железнодорожных перевозок, взятый сам по себе, имеет в виду только определенное распределение транспортных средств, не касаясь вопроса о том, будет ли продукт для перевозки, то план снабжения помимо этого предполагает определенную согласованность между распределением наличных к моменту перевозок запасов продуктов и транспортных средств для их перевозок из районов избытков в районы недостатков. Иначе говоря, план снабжения есть рационализированная форма хлеботоварного движения от района и стадии заготовок до района потребления и до стадии начала распределения продуктов между потребителями. И как рационализированная форма указанной стадии хлеботоварного движения, план снабжения требует для своего составления и своей реализации определенных предпосылок, которых, однако, сплошь и рядом не было у нас в действительности.
Прежде всего его составление и реализация требуют точного знания ресурсов страны и потребностей. По состоянию нашей государственной статистики такого точного и достаточно годного для практических мероприятий знания в каждом данном году и по таким территориально небольшим единицам, как губернии, у нас в сущности не было. И это тем более, что, в частности, уровень потребностей в стране за время войны несомненно менялся, между тем план строился на основании довоенных и к тому же малоточных данных о потреблении. Далее, план снабжения требовал, чтобы были в действительном, а не в теоретическом распоряжении центральной власти заранее определенные ресурсы заготовленного хлеба. Между тем таких ресурсов, как правило и как можно судить по данным о ходе заготовок, не было и план строился почти целиком в предположении, что они будут; но их могло и не быть или не быть в той или иной губернии в необходимом размере. Отсюда ясно, что и выполнение плана становилось весьма проблематичным. Кроме того, при таком неуверенном положении в отношении хлебных заготовленных ресурсов — план снабжения не мог строиться на более или менее продолжительный период: он строится, как правило, на 1, иногда на 2 месяца. Это придавало ему, как увидим, характер случайности и неустойчивости.
Реализация плана снабжения, затем, предполагала, чтобы принятые им во внимание наличные ресурсы хлебов с механической
274
точностью подавались к станции. По этого сплошь и рядом также не было, п отсюда уже вскоре после установления плана снабжения возник вопрос об организации гужевых перевозок и железнодорожных перевозок внутри районов заготовок. Наконец, план снабжения предполагает план межгубернских перевозок и точное его выполнение. Этого также, как правило, в силу условий состояния транспорта часто не было.
Таким образом, все предпосылки составления и реализации плана снабжения несомненно были проблематичны, были даны с большими оговорками и ограничениями. Отсюда понятно, что и план снабжения в смысле его реализации был всегда весьма проблематичен.
Обращаясь теперь к конкретным планам снабжения до революции, нужно заметить следующее. Избытки в районах производства определяются по соответствующим данным урожайной статистики. В основу исчисления недостаков и назначений ввоза по губерниям кладется та же урожайная статистика, а также и душевые довоенные нормы потребления хлебов, причем данные о потребностях проверяются анкетным путем среди уполномоченных. Иначе говоря, при составлении планов исходят из мысли о возможности покрытия потребностей полностью и момент нормировки потребления в смысле его ограничения еще не выступает с достаточной ясностью. К этому необхЪд^мо прибавить, что снабжение вообще населения по планам начинается с половины ноября 1916 г., а с января 1917 г. начинается снабжение по плану особой его категории — железнодорожного населения.
Достаточную характеристику того, как составлялись планы снабжения населения до революции в отношении назначения хлеба, например ржи, к вывозу дают отчасти следующие цифры, относящиеся к некоторым губерниям (табл. 11) 219.
Таблица 11
Губернии Валовой    сбор ржи в 1916 г., тыс. пуд. Норма    товарности ржи Назначено ржи и ржаной муки к вывозу (+) или ввозу ( —) по плану
ноябрь—декабрь январь—февраль
в тыс пуд.
Тамбовская 70 863 34,0   * 2 250 1 100
Воронежская 65 268 16,3 1 125 2 240
Тульская 31388 13,4 175 300
Пензенская 37 055 17,7 575 _
Саратовская 45 817 35,7 1350 1 970
Всматриваясь в эту таблицу, легко видеть следующее: 1) назначения к вывозу далеко не всегда стоят в соответствии с валовым сбором данного хлеба; 2) они не всегда согласованы и с нормой товарности хлебов; 3) и что особенно характерно — что чрезвычай-
18*
275
но резкие колебания назначении из одной и той же губернии в различные, но соседние месяцы
Поэтому можно сказать* или неточен и неверен ноябрь-декабрьский план или план январь-февральский. Во всяком случае несомненно, что фактически на дореволюционных планах лежит печать невозможности дать фиксированный на длительное время, устойчивый и согласованный с теоретическими исчислениями план, план, чуждый случайности. На нем лежит печать зависимости от хода фактических заготовок и обнаружившейся в том или ином районе особо острой продовольственной нужды. Характерной чертой дореволюционных планов до января является также их неполнота: они не охватывают многих потребляющих губерний, распространяясь на крупные центры и лишь на некоторые потребляющие губернии.
6. План снабжения и регулирование перевозок после февральской революции
В основе своей выработка и проведение плана снабжения и регулирование перевозок после революции являются продолжением и развитием тех начал, которые были заложены в этом деле до революции.
Планы снабжения вырабатываются в общем теми же методами. Основные изменения сводятся к тому, что в прежние планы вносятся коррективы и уточнения. Далее, в основу исчисления потребностей кладется уже минимальная потребительская норма. Иначе говоря, в силу фактической невозможности, как показал опыт, покрыть потребности полностью, выступает момент ограничения потребления. Построенный таким образом план сводится для населения в количествах от 15 до 18 млн. пуд. хлеба на месяц. Планы в силу указанных ранее обстоятельств вырабаты-
220
ваются по-прежнему на месяц    .
Остановимся на характеристике планов снабжения населения после февральской революции 1917 г. и с этой целью приведем следующую таблицу (табл. 12) 221.
Легко видеть, что хотя колебания в назначениях вывоза и остаются, но они значительно менее резки, значительно более понятны и вообще план в этой своей части несомненно приобрел значительную устойчивость и приспособленность к условиям и возможностям регулирования снабжения.
Обращаясь к другой его стороне, к назначениям ввоза, мы находим следующую картину (табл. 13).
Планы снабжения в отношении назначения ввоза точно так же не дают картины особо резких колебаний, за исключением отдельных случаев.
Таким образом, планы снабжения после февральского переворота приобретают большую устойчивость. В связи с этим они несомненно становятся и более обоснованными.
Представляет далее интерес посмотреть, сколь   сложную меж-
276
Таблица 12
Hi которые !\бермии вывода Нашачсно к вывоп {» тыс пу; I но пианам в
мае июне и ю ie авг усто мае июне июле августе
рожь и ржаная мука пшеница и пшеничная мука
Воронежская 1515 1495 1520 890 _
Донская обт 975 1050 1075 1420 35 35
Курская 300 520 580 400 170
Полтавская 232 580 685 615 123 245 265 210
Самарская 640 655 655 345 1813 1770 1840 895
Саратовская 1110 985 735 55 285 605 245 20
Таврическая _ 3005 3140 3155 3095
Тамбовская 565 400 600 910
По всем производящим губер 7734 9245 9565 6895 8908 8745 10040 8845
ниям, включая перечисленные
Таблица 13
Назначено к ввозу (в тыс пуд ) по планам в
Губернии ввоза мае 4 нюне июле августе мае июне июле августе
рожь и^^жаная мука пшеница и пшеничная мука
Владимирская 490 550     ^ЙО 485 175 225 235 215
Костромская 10 300 275 275 __ 250 275 325
г Москва 980 855 815 585 1010 1010 1010 815
г Петроград 955 800 620 535 1148 4 136р 1540 1265
Псковская 180 180 180 100 70 100 100 100
Тверская 345 225 225 100 240 300 300 200
По всем ввозя- 7734 9045 9240 6545 8908 8645 9815 8495
щим губерниям,
включая    пере-
численные
В особый фонд 200 325 350 100 225 350
губернскую связь устанавливают планы снабжения для движения хлебов. Ответ на этот вопрос дают следующие цифры, относящиеся к июльскому плану снабжения по некоторым губерниям (табл. 14) 222.
Эта таблица показывает, что межгубернские связи по планам снабжения представляются относительно упрощенными: вывозящие губернии связываются с относительно малым числом губерний ввозящих, и наоборот. Сказанное станет особенно ясно, если сопоставить эти связи с естественноторговыми межгубернскимй связями довоенного времени (см. часть I, гл. I).
Если в основных чертах метод составления планов снабжения остается после революции прежний, то в правилах о порядке перевозок продовольственных грузов происходят некоторые изменения. С 1 июля 1917 г. вводится в действие постановление
277
Таблица 14
fiicio !\б   и которые выводятся из инныч 1\5
I чбернии вывогнщш1 po/hb п1иенин,а pshdiidfl м\ ка н шенич пая м\ка ячмень овес 11 то 1 о
Курская 2 _ 7 _ _ 3 12
Тамбовская 3 6 3 12
Саратовская 4 1 13 12 30
Оренбур1ская - 1 - 1 - - 2
Таврическая 13 20 7 40
Губернии ввозящие Число г уб   из которых ввозят данные i уб
Владимирская 6 9 6 3 1 2 20
Петроградская и 6 4 7 9 со 9 38
г. Петроград
Московская и 4 2 6 7 3 10 32
г. Москва
Смоленская 5 4 2 1 12
Вологодская - 4 1 - - 5
министра путей сообщения * от 29 мая «О правилах постепенности
ооо
отправления по железным дорогам грузов малой скорости» . Согласно этим правилам все грузы малой скорости, не исключая и воинских, в отношении порядка постепенности их отправления делятся на следующие группы: а) грузы внеочередные и б) очередные. Грузы внеочередные делятся на: 1) экстренные; 2) плановые и 3) срочные. 1) Грузы экстренные — это грузы не массового характера, потребность в перевозке которых, как правило, возникает неожиданно и, следовательно, не может быть предусмотрена планами, и грузы, которые были предусмотрены планом, но не могли быть по нему отправлены, если экстренная потребность в перевозке их будет признана по государственным или общественным соображениям неотложной и разрешена будет центральным и порайонным комитетам по перевозкам **. 2) Плановые грузы — это грузы первой необходимости, потребные для равномерного удовлетворения государственных и общественных нужд.   Сюда  относятся   и   различные  хлебные  и   фуражные
* Министр путей сообщения — эту должность с 2 (15) марта до июльского кризиса 1917 г. исполнял кадет Н. В. Некрасов.
** Центральный комитет по урегулированию массовых перевозок грузов был учрежден в Петербурге 22 апреля 1906 г., и одновременно созданы Московский, Харьковский, Козловский, Киевский и Восточный порайонные комитеты. Позже число порайонных комитетов увеличилось. В их состав, наряду с администрацией, входили представители биржевых комитетов, земств, городских управлений и отраслевых предпринимательских организаций. В центре внимания Центрального комитета и его районных органов находилась разработка плана и обеспечение перевозок хлебных грузов. См.: Министерство путей сообщения. Положение о центральном и порайонных комитетах по регулированию массовых перевозок грузов по железным дорогам. Харьков, 1907; Лаверычев В. Я. Государство и монополии в дореволюционной России. М., 1982. С. 145—147.
278
грузы. Плановые грузы составляют абсолютно преобладающее количество перевозимых по железным дорогам грузов. 3) Срочные грузы — это главным - образом грузы не массового характера, которые не были предусмотрены планом или не были отправляемы по нему, срочная отправка которых будет признана ввиду государственных интересов или общественных нужд по ходатайству правительственных учреждений или общественных организаций. Прочие грузы относятся к числу очередных и делятся на 5 категорий. Ко второй из этих категорий отнесены хлебные продукты, поскольку они не вошли в предыдущие группы. Причем отправка очередных грузов в рассматриваемый период составляет уже редкость: перевозятся почти исключительно внеочередные грузы.
Это в особенности относится к монополизированным продуктам, как хлеба. Частный интерес в передвижении хлебных грузов после закона от 25 марта в сущности постепенно был совершенно исключен. А циркуляром министра продовольствия от 25 июля было прямо объявлено, что отправка по железнодорожным и даже водным путям хлебных грузов в районе действия закона от 25 марта допускается лишь распоряжением министра продовольствия, соответствующий губернских (областных) продовольствен-
уполномоченных, и притом исключительно в адрес продовольственных управ, уполномоченных ^министерства или интендантских учреждений.
Таким образом, после революции мы наблюдаем, во-первых, уничтожение дуализма в постепенности перевозок продовольственных грузов для армии и для населения; во-вторых, концентрацию почти всех хлебопродовольственных грузов в одной группе плановых грузов; в-третьих, передвижение этой группы на второе (после экстренных) место в порядке постепенности; и, в-четвертых, введение в общее правило разрешительной системы.
После Октябрьской революции до марта 1918 г., в этот период хаоса в продовольственной политике, в период ломки сложившейся организации и отсутствия новой, не составляется планов снабжения. При даче хлебофуражных нарядов Комиссариат продовольствия руководствуется более или менее схемой октябрьского (1917 г.) плана снабжения, выработанного Министерством продовольствия. В феврале-марте был составлен первый новый план снабжения, но от него делаются на практике многочисленные отступления. И только с апреля-мая 1918 г. вносится некоторая упорядоченность в дело составления планов снабжения и выдачи нарядов.
Планы снабжения составляются с апреля—мая 1918 г.
ных управ или лиц,
и  организации, ими на то
7. Планы снабжения и регулирование перевозок после Октябрьской революции
279
Однако это положение необходимо принимать с большой оговоркой. Политическое и военное положение Советской России с весны 1918 г. столь сложно и тревожно, районы избытков так сильно и быстро отрезаются военными действиями *, что в 'связи с этим зыбучим политическим положением планы снабжения составляются с крайней неустойчивостью, лихорадочно 224. Так в мае и июне планы составляются, а в июле уже нет и действует июньский план, лишь урезанный на 72—73 %. Далее, обратив внимание на районы, на которые даются наряды, мы видим, что, например, на Западную Сибирь падает к вывозу всех хлебов по майскому плану 4 400 тыс. пуд., или 22,2 % всего плана, по июньскому — 5 ООО пуд., или 28,8 %. Столь же крупные назначения падают по этим планам на Северный Кавказ. А в дальнейшем эти столь крупные районы в силу военной обстановки выпадают и планы на них уже не базируются. Но если мы возьмем не выпавшие губернии, то и по ним заметна резкая неустойчивость и случайность назначений. Так, например, было назначено к вывозу хлебов по плану:
Губернии Майскому,   Июньскому Октябрьскому
вывоза в тыс. пуд.  (вагон приравнен 1000 пуд.)
Из Вятской 730 1410      2 251
Из Тамбовской        700 675      2 673
Из   Орловской        250 450      1 422
Очевидно, что быстрое сокращение хлебопроизводящей территории Советской России того времени приводит к резкому преувеличению нарядов на оставшиеся губернии с избытками.
Несколько большую, соответственно, устойчивость находим мы, когда обращаемся к губерниям ввоза. Так, было назначено ввезти по плану:
Июньскому
Губернии Майскому, (вагон ПрИраВнен
ввоза в тыс. пуд. Ю00 пуд.)
Во Владимирскую 850 900
В Калужскую 900 860
В Московскую 1 000 1 100
В Москву 2 000 2 980
В основы порядка составления планов снабжения октябрьский переворот внес мало нового. Здесь необходимо отметить лишь следующее. Область хлебных избытков в пределах Советской России благодаря гражданской войне сильно уменьшилась. И так как в силу этого обстоятельства, в силу слабого успеха заготовок и других причин выяснилась фактическая невозможность удовлет-
* С мая 1918 г. Советская республика оказывается в кольце фронтов в результате военной интервенции Антанты и развернувшейся гражданской войны (см. примечание к с. 221). Республика в этот период отрезана от Украины, Поволжья, Крыма, Северного Кавказа, Урала и Сибири — районов, наиболее связанных с производством продовольствия.
280
ворить все потребляющее население по плану, хотя бы и опирающемуся на минимальные потребительские нормы, то Советская власть в соответствии с общей линией своей политики делит плановые назначения в смысле очередей их выполнения производящими губерниями на несколько категорий. В начале мая эти категории и очередь их была установлена такая: 1) назначения вне всякой очереди, 2) семенные плановые наряды в размере 50 % назначения, 3) плановые наряды для армии, флота, столиц, железных дорог, судовых команд, организации хлебо-лес в размере 50 %, 4) все прочие наряды. В конце лета категории назначений по планам снабжения изменяются и представляются в следующем виде: 1) плановые наряды для армии на муку в размере 25 %г на фураж — 10 %; 2) наряды для столиц, железных дорог, судовых команд, рабочих топливных и фабрично-заводских предприятий, для фонда Комиссариата продовольствия в размере 50 %, а также из остатка наряда для армии на муку — 20 % и фураж 10 %; 3) все остальные наряды. Зачатки идеи такого распределения трудно усмотреть в прошлых и даже дореволюционном периодах, когда выделялись армия, внутренние военные округа, железные дороги, прочее население. Но в прошлые периоды это выделение имело значени^не для установления очередности в выполнении плановых назнач^ций в районах заготовок производящими губерниями. Очередность была установлена в сущности лишь при перевозке грузов.
В дополнение к изложенному приведем сводную таблицу планов снабжения за август-декабрь 1918 г.
Планы снабжения продовольственными, фуражн&ши и крупяными хлебами по категориям получателей за 5 месяцев 1918 г. (в тыс. пуд.) даны  в табл. 15.
Из этой таблицы видно, что размеры общего плана снабжения в связи с революционно-политическими событиями с августа сильно сокращаются, и притом преимущественно за счет населения. Назначения на армию, наоборот, даже имеют тенденцию увеличиваться.
8. Регулирование водных перевозок
Водный транспорт, играющий значительно меньшую роль в перевозках продовольственных грузов, чем железнодорожный, и по своей природе, между прочим, и в связи с значительной ролью в нем частного судоходства, отличный от последнего, не подвергся столь значительной регламентации, как транспорт железнодорожный, и мы не будем останавливаться на нем здесь.
9. Ход погрузок и поставок хлебов
Посмотрим теперь, как фактически идут за время войны погрузки хлебов, предполагая с некоторой неточностью, конечно, что погруженное в общем и целом означает то же, что и от-
281
Таблица 15
Месяцы Население через губ-продкомы Прочие организации В том числе
армия и флот железные дороги Главод Продфазтоп Центро-пленбеж Наркоми род {Моек узел) Ит<>1 о
Август 21 250 12 253 5 434 4 161 138 2 520 - - 33 503
Сентябрь 6 867 11 138 4 173 2 576 490 1 899 2 000 18 005
Октябрь 8 417 9 733 5 206 2 392 490 1 645 18 150
Ноябрь 5 104 11 951 5 294 2 571 413 1 475 198 2 000 17 055
Декабрь 5 107 12 963 6 009 2 863 413 1 480 198 2 000 18 070
Таблица 16
Продовольственные Крупяные Кормовые Всего
Годы постав- % к зада- % к факт. постав- % к зада- % к факт. постав- % к зада- % к фа к г. постав- % к* зада "о к фа к 1
лено нию по за- заготов- лено, нию по за- заготов- лено, нию по за- заготов- лено. кию но за <а готов-
млн. пуд. готовкам кам млн. пуд. готовкам кам млн. пуд. готовкам кам млн нуд готовкам кам
1914/15* 73 115,6 68,7 И 101,4 79,4 118 74,9 64,6 202 80,7 66,6
1915/16** 161 176,1 69,5 24 171,4 70,6 221 93,2 94,0 406 118,7 81,1
1916/17 155 -27,4 51,0 21 57,9 41,2 159 35,2 85,5 335 30,3 61,9
* В поставку включены лишь отправки и не включены количества, которые предназначены к отправке, хотя бы они и имелись в па.шчп ** Без июля 1916 г.
правленное или поставленное. Чюбы получить характеристику хода поставок, необходимо, конечно, брать не только абсолютные величины их, но и относительные. В данном случае поставки можно брать в отношении к заданию по заготовкам, в отношении к самим заготовкам и, наконец, в отношении к назначениям по планам снабжения. К сожалению, но состоянию данных невозможно дать относительные данные какого-либо одного из указанных типов за все время войны. Поэтому нам придется комбинировать их. Суммарную характеристику погрузок по кампаниям дают следующие цифры (табл. 16) 225.
Читая эту и следующие таблицы, необходимо иметь в виду, что операции поставки можно считать: 1) тем успешнее, чем они абсолютно больше, тем успешнее, чем высший процент составляют они от заготовки и одновременно от задания по заготовке; 2) тем менее успешными, чем более низкий процент составляют они от заготовок и одновременно от задания по заготовкам; 3) все остальные комбинации процентного отношения поставки к заготовке и заданию характеризуют средний успех поставки, причем низкий процент от заготовки и высокий от задания характеризует в этих средних пределах ббдее благопрятное положение, чем высокий процент от заготовок низкий от задания, так как это положение означает одновременно неуспех самой заготовки.
Всматриваясь теперь в §ту таблицу, мы видим, что наименее успешной кампанией является третья — 1916/17 г. Наиболее успешной вторая — 1915/16 г. Действительно, абсолютные цифры поставок за третью кампанию, несмотря на увеличение потребности (см. выше), ниже, чем во вторую кампанию. За первые две кампании по группе продовольственных, а во вторую кампанию по группе крупяных поставки превосходят задание по заготовке. По всем группам за эти две кампании поставки составляют значительный процент фактических заготовок. В третью кампанию поставки чрезвычайно резко отставали от заданий по заготовкам, в то же время отстают и от заготовок. Это и показывает более низкий ход снабжения в 1916/17 г. Здесь необходимо остановиться на следующем явлении. Из приведенных цифр ясно, что поставка в той или иной мере остает от заготовок. Это наводит на мысль, что заготовленный хлеб где-то задерживается. Несомненно такие случаи были. Но значение их невелико, и оно ослабляется, согласно объяснениям Министерства продовольствия, следующими обстоятельствами. Во-первых, данные о погрузке основаны на сведениях губернских органов продовольствия районов отправки; между тем учет этот велся ими не всегда тщательно и полно; во-вторых, в учет не вошли гужевые перевозки; в-третьих, фактически часть заготовленного хлеба шла для удовлетворения потребностей нуждающегося населения районов заготовки.
Специально по отношению к кампании 1916/17 г. необходимо еще добавить, что в эту кампанию с осени началось более или менее широкое снабжение населений потребляющих районов. Между тем учет этих поставок начался лишь с января.
283

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.